В настоящее время проблема насилия в образовательной среде становится все более актуальной, так как предпосылкой насилия является отсутствие уважения к личности. Главная сущность насилия заключается в том, что благодаря его воздействию человека принуждают вести себя не так, как он того хотел бы. Насилие может быть направлено против психического и нравственного здоровья человека, его жизненных интересов. Во Всемирном докладе ООН о насилии в отношении детей отмечается, что каждый десятый школьник в мире подвергается насилию в учреждениях образования, и этот показатель ежегодно растет. В настоящее время разрабатываются разные способы решения проблемы насилия в образовательной среде. Безусловно, лучший способ – профилактика.
По каким же признакам можно заподозрить в учащемся жертву насилия?
Поведенческие особенности жертвы насилия:
- дистанцированность от взрослых и сверстников;
- негативизм при обсуждении темы жестокого обращения;
- агрессивность к взрослым и сверстникам.
- напряженность и страх при появлении ровесников;
- обидчивость и раздражительность;
- грусть, печаль и неустойчивое настроение;
- ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в колледж;
- несчастный внешний вид;
- отсутствие друзей;
- никто не хочет с ним сидеть за партой;
- учащийся является постоянным объектом шуток и юмора;
- снижается успеваемость;
- учащийся часто приходит с подранными вещами;
- к учащемуся никто не подходит;
- учащийся часто проводит время на переменах в одиночестве».
Рекомендации педагогам по профилактике насилия среди сверстников:
1) Результаты всех письменных работ оглашать только на обобщённом уровне, не называя фамилий ни хорошо написавших, ни плохо справившихся с работой.
2) Также не следует зачитывать смешные моменты из контрольных работ и сочинений – всё это учит ребят злорадству и может провоцировать насилие.
3) Не следует также чрезмерно захваливать даже очень успешных учеников – это ведёт к росту неприязни к ним со стороны их одноклассников, а также может способствовать зазнайству отличников.
4) Любое противопоставление ребенка коллективу губительно для его репутации. Например, любимый и часто употребляемый учителями прием для налаживания дисциплины на уроке: «Сейчас все достанут листочки и будут отвечать письменно на мои вопросы, все оценки – в журнал. Скажите спасибо Феде, это из-за его плохого поведения вы будете наказаны». Или попытка добиться от учеников признания: «Если у провинившегося не хватает смелости признаться, то наказан будет весь класс». Таким образом, учитель настраивает детей друг против друга и провоцирует их на то, чтобы они самостоятельно воспитали Федю или Васю, и делает последних козлами отпущения.
5) Существует проблема вхождения новеньких в класс. Ни в коем случае нельзя пускать этот процесс на самотек. Травли нового человека можно избежать, если учитель приведёт ребёнка в класс, представит его ребятам и после наедине предупредит о сложившихся в коллективе отношениях.
6) Если в классе уже есть ребёнок, которого недолюбливают или травят, то такого ребёнка нельзя сажать отдельно от всех, усиливая тем самым его изоляцию. Также не следует сажать с тем, кто не будет активно возмущаться, с тихими и неагрессивными детьми, претендентами на роль отверженного. Конечно, не всем легко ужиться с отвергаемым ребенком, если он непоседа или назойлив. Но, посадив такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником, можно обеспечить ему защиту. Иногда учителя просят ребенка оказать помощь и поддержку новому соседу.
7) Помогать непопулярным учащимся показывать свою полезность для класса, потому что классный руководитель как никто другой знает о способностях своих подопечных и может помочь им проявить свои таланты.
8) Следует избегать обсуждения и оценивания личностных качеств учащихся перед всеми. Возникающие конфликты лучше улаживать наедине с участниками. По возможности надо воздержаться от публичных обвинений и выяснения отношений с учащимся, уличенном во лжи или воровстве. В противном случае можно навсегда погубить его репутацию. Но вполне полезно и разумно обсуждать с учащимися поступки абстрактного ребенка, на примерах из жизни или литературы. Это научит ребят лучше понимать мотивы поведения других.
9) Необходимо избегать высмеивания и сравнивания учащихся на уроках. Некоторые педагоги даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. А уж разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально.
10) Иногда учитель может стать инициатором появления у учащегося обидного прозвища, исказив его фамилию при перекличке. Даже одна неправильно прочитанная буква в фамилии способна надолго испортить жизнь человеку. В этом случае исправить положение можно, если сразу извиниться перед «пострадавшим» и сказать, например: «Какая редкая и интересная фамилия. А что она означает?» Но еще лучше заранее изучить список фамилий, проконсультировавшись у коллег и выяснив, как правильно произносить сложные.
11) Учитель сам разбивает класс на команды для участия в спортивных и интеллектуальных состязаниях. Обсуждение этого вопроса полностью исключено. В особо проблемных классах не проводятся соревнования и соперничества, так как это провоцирует новый конфликт, и обвиняют отверженных.
12) Имеет смысл поговорить с обидчиками о том, почему они пристают к жертве. Обратить их внимание на чувства жертвы. Так, например, в отсутствие намечающегося изгоя обсудить, почему они все ополчились против него. Обратить их внимание на его положительные качества. И в заключение попросить ребят письменно ответить на вопрос: «Чем я могу ему помочь?» После разговора учащиеся станут более терпимы к жертве. Да и сам подросток почувствует перемены, станет вести себя более адекватно.
Соблюдая эти рекомендации, можно предотвратить случаи насилия среди сверстников. Так как проблема насилия представляет собой не безобидное явление, сопровождающее взросление личности, а фактор, свидетельствующий о личностном неблагополучии учащихся.
Насилие очень сложно искоренить сиюминутно, но если вплотную и серьезно заняться этой проблемой всем участникам учебного процесса (педагогам, родителям, учащимся), то высока вероятность того, что возможно избежать многих конфликтов, вероятнее всего, многие учащиеся смогут нормально существовать и учиться.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагогического коллектива с родителями и учащимися ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.